29 июня 2016

Как противостоять столкновению судов при помощи АИС

Профильное Министерство в Японии задумалось о новых правилах применения АИС в связи с участившимися столкновениями судов

АИС - автоматические идентификационные системы - на службе безопасности судоходства

По данным источников Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии намерено расширить список судов, которые необходимо оборудовать автоматическими идентификационными системами АИС (AIS) для предотвращения столкновений. Устройства АИС предназначены для передачи данных о местоположении судна, его курса и другой информации.

В настоящее время устройствами АИС должны быть оборудованы плавающие во внутренних японских водах суда водоизмещением свыше 500 тонн. Министерство рассмотрит снижение этого порога до 100 или 300 тонн. Международная конвенция по охране жизни на море (SOLAS) обязывает пассажирские и любые другие пересекающие границу суда от 300 тонн быть оснащенными АИС. Японские требования к установке AIS, распространяемые на суда свыше 500 тонн, регулируются Судовыми Правилами Безопасности. Сегодня в Японии около 1500 судов от 500 тонн оборудовано АИС. В Японии среди около 520000 небольших судов менее 20 тонн, не обязанных устанавливать оборудование АИС, всего около 1000 имеют установленную АИС в добровольном порядке. Из 5600 судов свыше 20 тонн и менее 500 тонн только 30 процентов из них имеют АИС на борту.

Многие морские аварии вызваны ошибками экипажа и невнимательностью по отношению к тому, что происходит по курсу судна. Когда судно оборудовано АИС, экипаж имеет полную информацию о местоположении других судов и их курсов на своих мониторах. Контролирующие морской трафик работники Японской Береговой Охраны, также получающие информацию от установленных на судах АИС, могут своевременно предупредить о риске столкновения оба судна. АИС действительно крайне эффективное устройство для предотвращения столкновений судов.

Оборудование АИС и безопасность судоходства в Японии

Однако, если несколько судов одновременно посылают радиоволны в непосредственной близости друг от друга, их АИС могут не получить информацию из-за эффектов наложения волн. Поэтому Министерство будет проводить компьютерное тестирование со службой Береговой Охраны и обсуждать, каким принять минимальный тоннаж судов, чтобы количество судов, оборудованных АИС стало оптимальным в регионе. Минимальный тоннаж будет установлен в 100 или 300 тонн. Министерство планирует определиться до конца текущего финансового года, и собирается реализовать новые требования по окончании периода моратория нескольких лет.

Тем не менее, даже при расширяющемся диапазоне требований проблемы остаются. Упрощенная АИС доступна за сумму от ста тысяч японских йен, а некоторые стандартные приборы стоят от двух миллионов и выше. В настоящее время не существует государственной системы субсидирования расходов на приобретение АИС, что является одной из причин, почему применение АИС не становится массовым. И даже когда рыбацкие суда оснащены АИС, экипаж иногда отключает устройства только ради того, чтобы другие рыбаки не узнали места их рыбалки.

Комментируя сложившуюся ситуацию, представитель Министерства сказал: «Мы будем рассматривать как широко популяризовать применение АИС».