10 апреля 2017

Полярный кодекс IMO действует с начала 2017 года

Плавание в водах Арктики и Антарктики в соответствии с Полярным кодексом.

Вопросы применения Полярного кодекса IMO

Полярный кодекс, разработка которого велась с 1993 года, представляет собой набор положений, регламентирующих работу судов в водах Арктики и Антарктики. Первого января 2017 года Полярный кодекс, наконец, вступил в силу. Данный документ освещает строительство и проектирование в полярных регионах, проведение поисково-спасательных операций, экологические нормы для судов и другие, не менее важные вопросы и стороны деятельности. Продолжительность работы над Полярным кодексом иллюстрирует всю сложность поднятой темы, вовлеченность в нее различных государств с собственными национальными нормами, экологических и других организаций. Выработка единой позиции по многим ключевым вопросам оказалась наитруднейшей задачей и привело к компромиссам, в целом, неблагоприятно отразившимся на итоговом документе. Тем не менее, работа над Полярным кодексом была доведена до точки, после которой он смог вступить в силу, что уже можно считать успехом.

Экспертное сообщество положительно восприняло сам факт появления такого документа и его вступления в силу, однако отмечает, что некоторые его положения снижают общую эффективность кодекса. Главным вопросом здесь остается принятая концепция отхода от минимального набора требований в пользу принятия решения внутри государства флага. Понимая всю сложность судовождения в полярных регионах, эксперты указывают на огромные риски такого подхода, поскольку, очевидно, что не всякий судовладелец или даже национальный регулирующий орган в состоянии в полной мере проконтролировать пригодность судна и экипажа для выхода в арктические или антарктические воды.

Условия эксплуатации судов в полярных районах чрезвычайно разнятся в зависимости от множества факторов. Погодная, ледовая обстановка, непредсказуемые колебания температур, сезонность, несоответствующий опыт экипажа - риски ошибки принятия решений весьма высоки и вдобавок усугубляются ограниченным числом портов в полярных регионах и крайне слабой доступностью спасательных служб. Наиболее показательным примером поверхностного подхода к безопасности в рамках Полярного кодекса экспертное сообщество выделяет процедуру получения судами категории "С" Полярного судового свидетельства без освидетельствования судна как такового.

Полярный кодекс

Работа над Полярным кодексом продолжается, и, несмотря на его вступление в силу, он, без сомнения, будет меняться и в будущем. Наиболее актуальные вопросы продолжают дискутироваться. Основной упор в работе ожидается над согласованностью документа с законодательствами стран - непосредственных участников полярной деятельности. В дополнение к наиболее спорным вопросам Полярного кодекса продолжают обсуждаться риски загрязнения полярных вод нефтепродуктами, ядовитыми веществами, сточными водами, мусором и отходами жизнедеятельности человека.

Теперь остается внимательно следить за правоприменительной практикой, которая с вступлением в силу Полярного кодекса должна будет расставить все точки над i, продемонстрировать наиболее слабые места документа и вызвать новый виток его усовершенствований с целью максимального соответствия реалиям сегодняшнего дня. 

Компания "Маринэк" имеет значительный опыт поставок и монтажа судового оборудования, соответствующего требованием регулирующих органов. Специалисты "Маринэк" проконсультируют по любым вопросам законодательных норм и комплектования судна

Полярный кодекс и безопасность