14 марта 2016

Российский профсоюз моряков сообщил о новых правилах установки AIS (АИС) в США

c 1 марта 2016 года вступили в силу новые требования по установке АИС в территориальных водах США

Правила установки АИС на судах в территориальных водах США

Суда, подлежащие установке АИССистема АИС (автоматическая идентификационная система), известная за границей как AIS (automatic identification system) была разработана в начале двухтысячных годов для уменьшения рисков сталкивания судов. Установление правил оснащения плавательных средств АИС входит в компетенцию морских администраций стран-участниц Конвенции SOLAS. Данные администрации могут регулировать категории судов, требующие или не требующие установки АИС. Например, суда, которые эксплуатируются в районах с малой интенсивностью судоходства, могут быть освобождены от установки АИС. Первый же опыт применения АИС оказался столь позитивнен, что Международная морская организация незамедлительно обязала устанавливать терминалы AIS на следующие типы судов:

  • грузовые, водоизмещением свыше трехсот тонн 
  • пассажирские международных рейсов, вне зависимости от водоизмещения

Типовая АИС работает в УКВ-диапазоне, поэтому прохождение сигнала АИС слабо зависит от наличия препятствий и метеорологических условий. Сигнал АИС содержит в себе данные, по которым его можно идентифицировать, а также данные о его состоянии, спутниковые навигационные данные и прочую информацию, которую ответственное лицо на судне может вводить вручную.

Принцип работы АИС

Политика национальных морских администраций в отношении оснащения судов AIS, в основном двигается в сторону ужесточения, поскольку с точки зрения безопасности система великолепно оправдывает себя в районах с большой интенсивностью судоходства. Государства, обладающие значительными водными пространствами, изучают возможность обязательного оснащения AIS всех рыбопромысловых судов, а также патрульных судов береговой охраны, аварийно-спасательных судов. Требования государств, в юрисдикции которых находятся иностранные суда, должны распространяться и на них, поэтому оснащение судов АИС – вопрос, требующий особой внимательности со стороны судовладельцев. Необходимо тщательно отслеживать правила установки АИС, устанавливаемые государствами, в территориальные воды которых возможен заход собственных судов.

Так, с началом весны этого года начали действовать новые правила, автором которых выступила Береговая охрана Соединенных Штатов Америки, о чем сообщает Российский профсоюз моряков. Новый порядок оснащения судов AIS применяется ко всем классам плавательных средств в американских водах. Начиная с указанной даты, суда от 65 футов, осуществляющие коммерческую деятельность, буксиры от 65 футов и от 600 л.с., рыболовные суда от 26 футов, пассажирские суда (от 150 пассажиров) и суда для перевозки опасных грузов должны оснащаться АИС.

Отслеживание судов с помощью АИС

Автоматические идентификационные системы (АИС) различаются по классу. Как правило, для обязательной установки на судах используются АИС класса А, обладающие полным функционалом. Однако для некоторых категорий судов допускается установка АИС класса B - терминалов AIS упрощенных версий со сниженной мощностью и упрощенным алгоритмом передачи данных. Береговая охрана США с 1 марта допускает использование AIS класса B на рыболовных судах, драгерах, работающих близ судоходных каналов, пассажирских судах со скоростью до 14 узлов.

Внимательное отслеживание решений национальных морских администраций по установке AIS избавит от многих неожиданностей при прохождении территориальных вод тех или иных государств.

Подробнее об оборудовании АИС можно прочитать в следующих статьях: