Монтаж ПВ/КВ радиостанции Vertex VX-1700

Задача: монтаж ПВ/КВ радиостанции в соответствии с требованиями Российского речного регистра.

По требованию правил РРР большинство судов должны быть оснащены радиостанцией ПВ/КВ. Из всего множества предложенных моделей, радиостанция Vertex VX-1700 пользуется, пожалуй, наибольшей популярностью. 

ПВ/КВ радиоустановка изготовлена японской компанией Vertex Standard, которая славится качеством производимых радиостанций. Кроме того, стоимость комплекта под РРР радиостанции Vertex VX-1700 одна из самых низких по рынку на данный момент. Именно благодаря сочетанию оптимальной стоимости и отличного качества, станция и стала так популярна среди многих капитанов и судовладельцев.

Сертификат РРР

Сертификат РРР VX-1700.pdf

Сертификат РРР.jpgVertex VX-1700 имеет одобрение российского речного регистра под названием «ПВ/КВ радиостанция VX-1700». В Сертификате об одобрении указаны следующие данные:

Организация-изготовитель: Vertex Standard Co., Ltd. (Япония).
Назначение: обеспечение радиосвязи в диапазоне частот 1,6-30 МГц.
На основании результатов освидетельствования и испытаний удостоверяется, что типовое изделие Vertex VX-1700 удовлетворяет требованиям Правил Российского Речного Регистра для применения на судах и других объектах по установленному назначению.
ПВ/КВ радиостанция Vertex VX-1700 должна поставляться с сертификатом Российского Речного Регистра.
Номер сертификата об одобрении типового изделия по форме РР-11.1.2 от 30 марта 2011 года №332-06-4.18.1, номер свидетельства об одобрении типа по форме РР-11.4.2 от 12.07.2012 № 15-11.4-4.18.1-0098.

Технические характеристики VX-1700

По данному свидетельству радиостанция Vertex VX-1700 обладает следующими техническими показателями:

Диапазон частот Приемника: 30 КГц–30,0 МГц; передатчика: 1,6–30 МГц
Излучаемая мощность 125 Вт
Классы модуляции J3E; A1A; A3E; H3E; J2B
Напряжение питания 13,8 В постоянного тока
Диапазон рабочих температур -10°C - + 55°C
Степень защиты IP44

a36d770f39c1671867d70a605343f27b.jpgКомплектация VX-1700

  • VX-1700 — радиостанция;
  • MH-31A8J — радиомикрофон;
  • CG-3000 — антенный тюнер;
  • GSV-3000 — блок питания напряжением 220 В переменного тока;
  • GSV-3000/24М — преобразователь напряжения.

Изготовителем является VERTEX STANDARD LMR, Inc., Япония; представитель в России — ООО "АТК".

1. Подбор оборудования

В соответствии с одобренным оборудованием в составе радиостанции Vertex VX-1700 необходимо определиться с следующими узлами:

  1. Блок питания или преобразователь;
  2. Антенно-фидерные устройства.

Блок питания выбирается исходя из судовой сети. В соответствии с требованиями регистра необходимо иметь два независимых источника питания: основной и аварийный, с автоматическим переключением при пропадания напряжения на входе основного питания. В связи с этим, если на борту есть 220 В, то необходимо приобрести блок питания GSV-3000; если на борту есть 24 В то также необходим GSV-3000/24; если на борту только 24 В, то он же станет основным питающим устройством. При этом судовой преобразователь GSV-3000/24V имеет индивидуальный сертификат РРР, а сетевой блок питания GSV-3000 вписывается в формуляр на радиостанцию, и именной сертификат РРР на него не оформляется.

Кабель при протяжке более чем 10 метров рекомендуется выбирать с маленьким затуханием сигнала. Между антенным тюнером CG-3000 и радиостанцией VX-1700 также необходим радиочастотный кабель с двумя разъемами PL-259. В качестве антенны представитель производителя в России — компания АТК — рекомендует следующие антенны: 2WL10 антенна, Г-образная, проволочная в комплекте с изоляторами, судовая, 2-30 МГц, к ней обязателен тюнер; HM-8/10.5 (АШ-2.6Б) антенна, штырь 2.6 м, 2-11 МГц, тюнер обязателен, с сертификатом РРР и шаровым креплением SSM-2; HM-11 антенна, штырь, 2,6 м, 2-11 МГц, тюнер обязателен и с шаровым креплением SSM-2. Антенна подбирается с учетом желания заказчика и судна.

Антенный тюнер.jpgАнтенный тюнер СG-3000

Руководство по эксплуатации CG-3000.pdf

Автоматический антенный тюнер СG-3000 предназначен для включения в антенно-фидерный тракт (АФТ) радиоустановки VX-1700 с целью обеспечения согласованной работы приёмопередатчика и антенны в диапазоне частот 1,8-30 МГц. Тюнер является пассивным элементом АФТ и не содержит радиопередающих и электропитающих узлов.

Основные ТТХ CG-3000:

Диапазон частот 1,8-30 МГц
Импеданс 50 Ом
Максимальная подводимая мощность 200 Вт
Минимальная подводимая мощность 10 Вт
Напряжение питания 13,8 В +/- 10%
Ток потребления <0,8 А
Время настройки 2 с (при первичном включении радиоустановки); 0,2 с (при настройке на запомненных каналах)
Количество ячеек памяти 200 шт.
Рекомендуемый средний размер антенны (по поддиапазонам) Для 6-30 Мгц: 2,4 м; для 1.8-30 МГц: 8 м
Размер 400х250х39 мм
Вес 900 г

Основные требования безопасности при работе с антенным тюнером CG-3000:

  • Никогда не используйте тюнер без подключения к заземлению;
  • Никогда не включайте приёмопередатчик без подключенного тюнера и антенны;
  • Никогда не дотрагивайтесь до антенны при работе приёмопередатчика. Высокое Напряжение!

2. Изготовление и согласование проекта

После подбора и утверждения оборудования производится изготовление проекта по установке радиостанции VX-1700 на судно. Для этого судовладелец или его представитель указывает все необходимые данные. После изготовления проекта его согласовывают в Российском Речном Регистре судоходства и выдают в трех экземплярах, один из которых хранится на судне. В соответствии с этим проектом будет производится монтаж радиостанции на судне.

3. Монтаж оборудования

Монтаж оборудования на судне производится по одобренному РРР проекту и в соответствии с требованиями регистра.

В трансивер VX-1700 в микрофонный вход подсоединяется микрофон MH-31, в вход/выход — антенный высокочастотный кабель коммутации с антенным тюнером CG-3000, который вторым своим концом подключается с входу ВЧ на антенном тюнере. И радиостанция Vertex VX-1700, и CG-3000 заземляются, от специальных клемм, располагающихся на корпусах на передней панели тюнера и задней панели трансивера. Антенный тюнер питается от источника питания 13,8 В — того же, который питает радиостанцию. С антенного вывода CG-3000 высокочастотный кабель идет на антенну.

Далее схема сбора системы будет зависеть от подключения к судовой электросети:

Варианты подключения судовой КВ-радиоустановки VX-1700.pdf

  • При наличии на борту 220 В и 24 В, схема подключения будет следующая: Питание подается на вход к радиостанции 13,8 В и 30 А. 220 В приходит на вход блока питания GSV-3000, который заземлен, и выводится с выхода 13,8 В на вход преобразователя GSV-3000/24М 13,8 В. Также на преобразователь GSV-3000/24М поступает на вход 24 В напряжение от судовой сети 24 В, а на вход «резервная АКБ 12В» поступает ток от резервной АКБ 12 В. С преобразователя GSV-3000/24М напряжение 13,8 В идет на вход к радиостанции 13,8 В.
  • При наличии на борту 24 В, схема подключения будет следующая: питание подается на вход к радиостанции 13,8 В и 30 А. На преобразователь GSV-3000/24М поступает на вход 24 В напряжение от судовой сети 24 В, а на вход «резервная АКБ 12В» поступает ток от резервной АКБ 12 В. С преобразователя GSV-3000/24М напряжение 13,8 В идет на вход к радиостанции 13,8 В.
  • При наличии на борту 220В и 12 В, схема подключения будет следующая: 220 В приходит на вход блока питания GSV-3000BR (модификация GSV-3000), который заземлен, а на вход «резервная АКБ 12В» поступает ток от резервной АКБ 12 В. С преобразователя GSV-3000BR напряжение 13,8 В идет на вход к радиостанции 13,8 В.

Все блоки питания должны быть качественно заземлены. Это позволит значительно уменьшить их влияние на оборудование.

Все разъемы и контакты необходимо заизолировать, используя термоусадочные трубки.

При подключении и работе с антенным тюнером рекомендуется учитывать следующее:

Сторона корпуса тюнера, из которой выходят кабели, ориентируется вниз (чтобы исключить возможность протекания воды через кабельные отверстия).

  • Провод заземления должен быть как можно короче.
  • Антенна не должна касаться чего-либо, кроме изоляторов крепления.
  • Если имеется опасность натяжения кабелей, идущих к радиостанции, то они должны быть закреплены, с обеспечением свободного провиса между их креплением и тюнером.

Кабель, проложенный к антенне, должен быть изолирован от возможных потертостей или соприкосновений с нагревающимися элементами. Все разъемы желательно тщательно заизолированы и закрыть термоусадочными трубками.

Антенна HM.jpgАнтенна НМ-8/10.5

Руководство по эксплуатации HM-8/10.5.pdf

Антенна НМ-8/10.5 — это гибкая, прочная судовая штыревая антенна длиной до 2,6 метров. Состоит из двух разборных секций. Нижняя секция — стеклопластиковый штырь (длина 1,3 м, диаметр 10 мм) с намотанным по спирали проводом. Верхняя секция — металлический гибкий штырь (длина 1,23 м, диаметр 2-4 мм). Конструкция шарнирного крепления антенны позволяет устанавливать ее под любым углом к основанию. Пружина в основании антенны (поставляется по желанию заказчика) исключает поломку антенны при столкновении с какими-либо препятствиями. Адаптер быстрого демонтажа QD-2 позволяет мгновенно демонтировать антенну (поставляется по желанию заказчика). Штырь антенны соединен с основанием с помощью стандартного резьбового соединения 3/8”x24 и так же легко может быть снят. Крепится в удалении от предметов, мешающих работе радиостанции. Подсоединяется высокочастотным кабелем от радиостанции VX-1700.

Порядок установки антенны HM-8/10.5:

  1. Крепление SSM-2 присоединяется к рубке.
  2. Антенна крепиться к креплению.

Атенна 2.jpgАнтенна 2WL-10

Руководство по эксплуатации 2WL10.pdf

Антенна 2WL-10 представляет собой наклонный луч, это двойная Г-образная антенна, состоящая из двух лучей по 3 метра, двух лучей по 7 метров, 10 изоляторов, сделана из медного канатика сечением 4 мм кВ, с силиконовой защитой и изолирующей оболочкой.

Порядок установки антенны 2 WL-10:

  1. Полотна антенны натягиваются между мачтами судна параллельно друг другу в горизонтальной плоскости.
  2. Растяжки антенны (стальной трос, проволока, капроновый шнур, диаметр не более 6 мм, в комплект поставки не входят) пропускаются в отверстия крайних изоляторов и надежно закрепляются.
  3. Лучи «В» антенны растягиваются между мачтами судна так, чтобы точка соединения луча «А» и луча «В» находилась в верхней точке подвеса антенны.
  4. Антенна не должна касаться ничего, кроме изоляторов антенны.

Дальнейший порядок установки антенны 2 WL-10 следующий:

  1. Ослабить зажим на полотне антенны в точке соединения луча «В» и луча «А». Установить максимально возможную длину луча «В» путем перепуска полотна антенны через изолятор. Длина луча «В» определяется максимальным расстоянием между возможными точками его крепления на судне, но не менее 7 и не более 9 м. Затянуть зажим у изолятора на луче «В» антенны. Закрепить на мачтах растяжки луча «В». Натянуть луч «В» путем подтягивания его растяжек.
  2. Закрепить на корпусе судна (вблизи антенного тюнера) растяжку луча «А». Ослабить зажим на полотне антенны в точке соединения луча «А» и антенного спуска. Установить максимально возможную длину луча «А» (но не менее 1 м), путем перепуска полотна антенны через его нижний зажим. Закрепить конец антенного спуска, выходящий из зажима, кабельной стяжкой. Нижний конец луча «А» должен располагаться вблизи антенного тюнера. Натянуть луч «А» путем подтягивания его растяжки.
  3. Антенный тюнер устанавливается на рубке судна (на мачте), как можно ближе к нижнему концу луча «А» (длина «Антенного спуска» не должна превышать 0,5 м). Порядок установки антенного тюнера описан в его инструкции по эксплуатации.
  4. Антенные спуски обоих полотен укорачиваются до необходимой длины, чтобы не было чрезмерного провиса. Концы спусков заделываются в наконечники (запаиваются и обжимаются). Оба наконечника подключаются к выходной изолированной клемме антенного тюнера.
  5. Заземляющие клеммы соединяются с корпусом судна с помощью оплетки от ВЧ кабеля или медным канатиком. Длина заземляющего провода должна быть как можно короче. При этом растяжки антенные и стяжки кабельные в комплект антенны не входят.

После выполнения всех монтажно-соединительных работ (подключений) установите рабочую частоту на приёмопередатчике и необходимый режим работы. Включите приёмопередатчик. Если настройка производится первый раз после подключения тюнера на данную антенну, то выполните следующие процедуры:

  1. Переведите трансивер в режим пониженной мощности «L» путем нажатия заранее запрограммированной кнопки.
  2. Переведите трансивер в режим A1A или A3E.
  3. Нажмите клавишу «Передача» (РТТ) на микрофоне трансивера и удерживайте 3-4 секунды.
  4. В первый момент в правом верхнем углу дисплея трансивера может появиться символ, это означает, что антенна не настроена на рабочую частоту и КСВ велик. Затем, по мере настройки этот символ должен исчезнуть с дисплея. Это означает, что процесс настройки завершен. Если символ не исчезает с дисплея, это означает, что тюнер не может согласовать данную антенну на этой частоте. В этом случае необходимо изменить рабочую длину антенны или частоту настройки трансивера. Если символ присутствует на дисплее постоянно, необходимо прервать работу на трансивере до устранения причины высокого значения КСВ.
  5. Отпустите клавишу «Передача» (PTT).
  6. Переведите трансивер в режим J3E USB, установите максимальный уровень мощности «H».
  7. Проверьте настройку, для этого скажите что-нибудь в микрофон в режиме передачи. При этом дисплей должен показать засветку всех 10 секторов S- метра.
  8. Трансивер готов к работе.

Данная настройка автоматически фиксируется в одной из 200 ячеек памяти тюнера. При каждой последующей настройке на новую рабочую частоту необходимо повторять эту операцию.

В итоге на судне будет установлена ПВ/КВ-радиостанция Vertex VX-1700.

Наши специалисты имеют одобрения РРР для проведения данного типа работ, мы изготавливаем проекты на разные виды судов, одобряем их в РРР и поможем при подборе АИС-транспондера и приемопередатчика ГЛОНАСС/GPS c возможностью приема дифференциальных поправок подсистем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Данная статья носит информативный характер, при возникновении вопросов можете связаться с нашими специалистами по телефонам, указанным на сайте.


Другие решения