18 января 2017

Новые стандарты ЭКНИС - август 2017 года

Два года продления IEC 611174:2015 завершатся в августе текущего года

ЭКНИС – значительные изменения в навигации

ЭКНИС – электронные картографические навигационно-информационные системы – используются в качестве основного средства навигации уже в течение долгого времени, однако важность и последствия их использования в краткосрочной и долгосрочной перспективе в части управления и контроля со стороны судоходных компаний, а также государственного портового контроля, инспекций, проверок, аудитов и т.п., еще не до конца понятны.

Обязательное использование ЭКНИС не должно оцениваться как навязывание еще одного электронного устройства на борту, а должно пониматься как значительные изменения, касающиеся навигации.

Суть изменений состоит в возможности запечатления текущего местоположения и маршрута плавания, что до сих пор делалось с помощью бумажных графиков, а теперь – на электронных картах. Разумеется, это отнюдь не простая процедура, предполагающая прежде всего для экипажа очень хорошее знание традиционных навигационных путей, а также компьютерную грамотность, не говоря о способностях правильно применять электронные карты.

Моряки должны иметь необходимые профессиональные знания для того, чтобы выдержать соответствующие проверки. В этих целях многие организации предлагают курсы ЭКНИС в целях повышения квалификации берегового персонала судоходных компаний. Основное внимание курсов уделяется основным принципам работы ЭКНИС, обязательствам, а также последствиям, связанным с использованием электронных карт.

ЭКНИС

Со времени появления в конце девяностых стандартов ЭКНИС, накоплен значительный опыт в их практической реализации, активно используемый в ходе последующих переизданий, всякий раз заставляющих производителей ЭКНИС подстраиваться под происходящие изменения. Наибольшие перемены произошли в августе 2015 года, после чего действия устаревших Правил два раза продлевались Международной Морской Организацией (IMO) на срок 1 год. То есть, август 2017 года – определяющая дата, после которой оборудование ЭКНИС должно быть приведено в соответствие актуальным стандартам, причем не только МЭК (Международная Электротехническая Комиссия IEC), но и Международной Гидрографической Организации (IHO).

Новые стандарты ЭКНИС в документах:

  • IEC 61174 Издание 4 – «эксплуатационные требования к ЭКНИС, методы испытаний и требуемые результаты испытаний» 
  • IHO S-52 издание 6.1 – «Технические требования к содержанию карты и отображения аспектов ЭКНИС» 
  • IHO S-52 Приложение A издание 4.0 – «Презентация ЭКНИС библиотеки» 
  • IHO S-64 Edition 3.0 – «Тестовые данные для ЭКНИС» 
  • Резолюция ИМО MSC.232 (82) – «Стандарт качества ЭКНИС» 
  • IEC 61162-450 – «Цифровые интерфейсы для навигационного оборудования внутри корабля» 
  • IEC 62288 издание 2-е – «Представление навигационной информации, связанной с судовыми дисплеями» 
  • IEC 62388 издание 2-е – «Судовая радиолокация - требования к рабочим характеристикам, методы испытаний и требуемые результаты испытаний» 
  • IHO S-58 - Рекомендуемые проверки достоверности
  • IHO S-63 издание 1.2 – «Схема защиты данных»

На практике развитие стандартов ЭКНИС может проявить себя в частности при обновлении отчетов о состоянии, поскольку в устаревшей редакции не предполагался полный отчет или обзор обновлений, и в случае проведения инспекции необходимо было самостоятельно находить эти данные в ячейках, что не только вызывало трудности, но и могло приводить к изменению настроек ЭКНИС. Также уязвимость ЭКНИС состояла в способе обновления ПО ЭКНИС посредством карты памяти USB, не прошедшей проверку на вирусы. Сложности вызывало огромное число продуктов ЭКНИС, для контроля каждого из которых могли понадобиться соответствующие обучающие курсы. Наконец, работа СКДВП, а именно избыточная подача сигнализации с ЭКНИС приводит к обесцениванию данного инструмента и потери реакции на него экипажа.

Какие документы проверяются при освидетельствовании ЭКНИС:

  • Техническое описание ЭКНИС
  • Техническая документация по установке и подключению ЭКНИС
  • Отчетные документы по установке ЭКНИС специалистами признанной РС организации на выполнение соответствующих работ
  • Дипломы экипажа судна о прохождении обучения операторов ЭКНИС
  • Свидетельство о типовом одобрении ЭКНИС (Свидетельство РС ф.6.5.30 / 6.5.31) 
  • Сублицензионное соглашение
  • Сертификат на поставку
Стандарт ЭКНИС S-100

Изменения в IEC 61174 повлекли за собой следующее: обновления ENC теперь доступны для контроля инспектором и не могут стать причиной случайного изменения настроек ЭКНИС. Также, для повышения защищенности от вирусов исключен функционал автозапуска при помощи ключа USB. Появились установка/настройка пользователя по умолчанию и новое требование для якорной стоянки. Для оператора ЭКНИС предусмотрена важная возможность отключения сигнализации TCA/TCPA для АИС, включая потерянные цели. Помимо функциональных достоинств стандартизируются значки и символы графиков, термины и сокращения

Более подробно о развитии стандартов ЭКНИС можно прочитать в статьях: