21 августа 2014

Информативно-правовая база по Кодексу ОСПС

В соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), на всех объектах, указанных ниже:
  1. пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда; 
  2. грузовые суда, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 и более; 
  3. морские передвижные буровые установки;
  4. портовые средства, обслуживающими такие суда, совершающие международные рейсы,

должны быть применены функциональные требования, указанные ниже: 

  1. сбор и оценка информации в отношении угроз охране и обмен такой информацией с соответствующими Договаривающимися правительствами; 
  2. требование соблюдения протоколов связи для судов и портовых средств;
  3. предотвращение неразрешенного доступа на суда, портовые средства и в их районы с ограниченным доступом;
  4. предотвращение доставки на суда или на портовые средства неразрешенных предметов (оружие, зажигательные устройства) или взрывчатых веществ;
  5. обеспечение средствами подачи сигналов оповещения в случае происшествия или угрозы происшествия;
  6. требование наличия планов охраны судов и портовых средств, основанных на оценках охраны;
  7. требование о подготовке персонала, учениях и занятиях для освоения планов охраны и процедур. 

Обеспечение данного функционала для международного применения определяет три следующих уровня охраны: 

  • уровень охраны 1, обычный, при котором суда и портовые средства эксплуатируются в обычном режиме;
  • уровень охраны 2, повышенный, объявляемый на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия;
  • уровень охраны 3, исключительный, объявляемый на промежуток времени, когда происшествие вероятно или неминуемо. 

Владельцам и экипажам судов, подпадающим под вышеуказанные категории, необходимо соблюдать указанные требования.

Нормативно-правовые акты

Во исполнения данного требования законодательная власть и исполнительная власть Российской Федерации приняла ряд нормативно-правовых актов. 

Международное право:

  1. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) (рус., англ.). Резолюция от 12 декабря 2002 года №2. Кодекс международный от 12 декабря 2002 года.
  2. Поправки к Международному кодексу по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Резолюция КБМ от 20 мая 2005 года NoMSC.196(80).

Законодательство Российской Федерации: 

  1. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с изменениями и дополнениями).

Постановление Правительства Российской Федерации: 

  1. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств" (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" 

Документы Минтранса: 

  1. Приказ Минтранса РФ от 13 октября 2010 г. N 215 "О применении положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств в отношении портовых средств, которые находятся на территории Российской Федерации, обслуживают в отдельных случаях суда, прибывающие из международного рейса или отбывающие в международный рейс".
  2. Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта".
  3. Приказ Минтранса РФ от 11 марта 2008 г. N 42 "Об утверждении Порядка определения уполномоченных организаций в области охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств".
  4. Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 237 "Об утверждении Порядка передачи Администрации иностранного государства копий Международного свидетельства об охране судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, и относящихся к этому свидетельству документов в случае передачи судна под флаг иностранного государства".
  5. Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 238 "Об утверждении Порядка информирования администраций иностранных государств об уровне охраны портовых средств при установлении опасности нападения".
  6. Приказ Минтранса РФ от 10 июля 2009 г. N 115 "Об утверждении Порядка приема тревожных оповещений с судна на берег ("судно - берег")".
  7. Приказ Минтранса РФ от 24 ноября 2008 г. N 192 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации".
  8. Приказ Минтранса РФ от 13 октября 2010 г. N 216 "О применении положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств в отношении стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок, которые находятся на месте разработки континентального шельфа Российской Федерации".
  9. Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним" (с изменениями и дополнениями).
  10. Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2013 г. N 287 "Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов".
  11. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N ВР-177- р "О подготовке специалистов по охране судов и портовых средств"; 

Нормативно-правовые акты Федерального Агентства Морского и Речного Транспорта: 

  1. Приказ Федерального Агентства Морского и Речного Транспорта от 13 апреля 2005 г. N 11 Об утверждении устава Федерального государственного учреждения "Служба Морской Безопасности".

Документы Российского Морского Регистра Судоходства: 

  1. Система освидетельствования судов в соответствии с требованиями Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС), 2006.
  2. Руководство по освидетельствованиям систем управления безопасностью на соответствие требованиям МКУБ и судов на соответствие требованиям кодекса ОСПС, 2013.