28 июля 2014

Радиосвязь на судах смешанного плавания

Появление и внедрение в систему связи судов смешанного плавания двухдиапазоных радиостанций река/море — логичный шаг в развитии отрасли.

danube_river_vienna_austria-wide.jpgРадиооборудование является неотъемлемым атрибутом любого судна, будто то судно морского, речного или смешанного плавания. Во время плавания по внутренним водным путям и морям радиоэлектроника играет одну из наиболее важных ролей в обеспечении безопасности и эффективности рейса, в приеме всех необходимых пользователям данных, включая навигационные и метеорологические, в организации связи на судне, между судами и между судами и портами.

Особенности морской и речной радиосвязи

Различные условия распространения радиоволн

Как известно, условия для распространения радиоволн сильно разнятся при использовании радиооборудования на реке и на море. Условия распространения радиоволн на море обеспечивают большую дальность связи, которая определяется дальностью прямой радиовидимости. Учитывая, что она ограничена, как правило, только естественной кривизной земной поверхности, дальность связи на море может составлять 25 и более морских миль.

Подобное практически недостижимо на внутренних водных путях, где радиоволнам сильно мешают высокие берега и другие препятствия. Пожалуй, только в большихх водоемах условия распространения радиоволн могут сравниться с морскими.

Частотные диапазоны

Возможность коммуникации на внутренних водных путях обеспечивается использованием радиоэлектроники, работающей в речном диапазоне частот: от 300 до 337 МГц (300,0125–300,5125 МГц и 336,0125–336,5125 МГц). Международный морской частотный диапазон лежит в границах между 156,050 и 162,025 МГц.

sea semester.jpgСредства радиосвязи

Речные и морские рации

Сейчас подавляющее большинство представленных на рынке судовых радиостанций работают либо в речном, либо в морском частотном диапазоне, что не может не вызывать определенных трудностей у владельцев судов смешанного плавания. Особенно много сложностей вызывает эта ситуация у судоводителей тех регионов, где внутренние водные пути соседствуют с морем, как, например, в Санкт-Петербурге. В таких регионах судоводители постоянно ходят и по рекам, и по морям и потому вынуждены регулярно пользоваться двумя радиостанциями.

Двухдиапазонные радиостанции

Решением этой проблемы занимаются и иностранные, и российские производители, которые сейчас разрабатывают новые модели двухдиапазонных раций (dual band radios), подходящих для использования и на реках, и на море. Выпуск таких радиостанций ожидается уже к следующему сезону.

Эти универсальные устройства, работающие как в речном (300–337 МГц), так и в морском (156,050–162,025 МГц) частотных диапазонах, позволят владельцам и экипажам судов смешанного типа использовать только одну радиостанцию — вместо двух. Это касается радиостанций всех типов: бортовых (стационарных) и портативных (носимых).